Как сформировать ответственность у ребенка?

18.05.2020 11:07

Подчас наши дети удивляют нас тем, как они часто забывают выполнять наши просьбы или свои обещания, теряют свои вещи или просто делают что-то, не задумываясь о последствиях. Тогда мы говорим им: «Какой же ты безответственный ребенок!» Но что его делает таким? Ведь мы, родители, делаем все, чтобы получить обратное: и много раз поминаем о его обещании вынести мусор, и подписываем вещи ребенка, чтоб не перепутал, не потерял, мы помогаем делать ему уроки даже больше, чем нужно… В чем же причина его безответственности? И что с этим делать? Давайте разбираться!

Тому существует несколько возможных причин:

Причина №1 - гиперопека родителей или бабушек/дедушек. Классический пример, когда ребенок учится уже в начальной школе, а до сих пор его одевает и собирает в школу мама или бабушка. Другой пример для старшего возраста: ребенку уже, скажем, 12 лет и он влез в драку с ребятами (не важно кто виноват, пострадали все ее участники, махая кулаками), а родители приходят в школу, чтобы найти виновных и заступиться за своего. Пример ситуации с выпускником, в чьей семье царит гиперопека: получает итоговую оценку за год ниже ожидаемой родителями, но его все устраивает. А родители идут к учителю договариваться о пересдаче той или иной темы, написании реферата, просят и умоляют его повысить оценку ребенку. Это все примеры ситуаций, когда родители не просто любят и заботятся о своем ученике, они делают это излишне. В таком случае, у него нет шансов взять на себя ответственность за драку, за оценку, за то, что заболел, не надев шапку и шарф в холодную погоду.

Причина №2 - гипоопека. Это обратная ситуация, когда ребенок чувствует недостаток внимания к себе, родители настолько заняты собой и своими делами, работой, что ребенку уделять времени и внимания некогда. В этом случае он предоставлен сам себе: никто его не поругает за потерянные перчатки, за двойку и т.д. Он, не задумываясь, влезает в драку, потому что знает, что ему ничего за это не будет, кроме «боевых ран». Но и, зачастую, не подозревает  что,  кроме синяков еще могут быть постановка на учет и другие последствия. Почему? Потому что родители не объяснили, а он в этой ситуации мог оказаться впервые.  

 Причина №3 – неумение прогнозировать.  Наиболее часто встречающаяся причина. Ребенку тяжело представить себе исход той или иной ситуации в силу возраста или своей импульсивности (несдержанности, основанной на порыве эмоций). Соответственно, он не может оценить ущерб своего поступка как для себя, так и для окружающих его людей. Например, ребенок построил из магнитного конструктора подводную лодку и оставил ее на полу. В доме живет собака породы Лабрадор, которая, играя, все сметает со своего пути. Если у ребенка развита способность прогнозировать, то он сможет представит ситуацию, когда собака рушит плод его долгого кропотливого труда и решит убрать с дороги конструктор. Если развито еще и планирование, то ребенок не просто отодвинет конструктор с дороги, а закроет дверь, чтобы пес не успел забежать, а после будет искать место, где собака его точно не достанет, например, на полке. Итог: ущерба для ребенка нет, собака не наказана.

Так как же сформировать ответственность в ребенке?

А формировать ее нужно, исходя из наличия вышеперечисленных причин.

  1. Избегая гиперопеки, давать ребенку возможность ошибаться. Только на ошибках человек учится. Конечно, нужно ему помогать, чтобы не наделал больших и непоправимых ошибок, но не опекать, не решать и не делать за него. Когда ребенок только учится ходить, он падает, но мама бодро говорит: «Ничего страшного, вставай, пойдем дальше!» Если бы в этот момент ребенка не подбадривала и не поддерживала мама, а просто «спасала» от следующего падения тем, что взяла на руки, то ребенок никогда бы не научился ходить. Давая возможность упасть, мама дает ему возможность и самостоятельно подняться, идти, пусть с небольшой маминой помощью.
  2. Уделяя ребенку свои внимание и время, разговаривайте с ним, совместно попытайтесь представить разные варианты исхода сложившейся ситуации. Так он научится прогнозировать. Чтобы научить его планированию, можно использовать различные методы, например, чек-лист на день, расписание на неделю. Это должно висеть на видном и удобном для ребенка месте, чтобы он мог отмечать уже выполненные дела. Если ребенок еще дошкольник, можно сделать чек-лист в виде картинок, которые ему будут понятны и просты для понимания и запоминания. Например, картинка с изображением кровати означает, что  ребенку надлежит заправить свою кровать; следующая картинка зубная щетка и паста, следовательно, он должен почистить зубы и так далее.
  3. Наказание должно быть понятным: то есть, за что? Следовательно, его нужно применять без отрыва от ситуации во времени. Например, ребенок нашалил сегодня утром, а родитель вспомнил о наказании лишь через два дня. Ребенок уже и сам забыл об этом, и он не поймет, почему его сейчас наказывают, ведь в данный момент он ничего плохого не делал. То есть наказание по формуле стимул (провинность) → реакция (наказание), не откладывая в «долгий ящик».
  4. Ребенок не просто должен понимать за что (сам проступок) его наказали, но что важнее зачем (для чего, с какой целью) его наказали. Если он научится понимать что его наказывают не просто так и не потому, что он плохо поступил, а для того, чтобы он больше так не делал, потому что это приводит к …(перечисление последствий), то в следующий раз он задумается, прежде чем  совершить что-то.
  5. Если вы наказываете ребенка за провинность, то тяжесть наказания должна быть соизмерима тяжести проступка. Нельзя наказывать больше, чем провинился ребенок – это вызовет у него обиду, негодование и чувство несправедливости. Когда такая ситуация повторяется из раза в раз, то ребенок может в следующий раз совершить проступок нарочно, демонстрируя свое «Я» и свою правоту.
  6. Наказание должно быть важным для ребенка, касающемся его интересов и желаний. Например, для одного важно смотреть мультфильмы, а другому это абсолютно не интересно, так как он больше любит читать. Соответственно для первого ребенка наказание не будет существенным, если вы заберете у него книгу, а для второго – если запретите смотреть мультфильмы.
  7. И последнее. Придумывая наказание и срок запретов, соизмерьте его со своим терпением: а сможете ли выдержать его вы, не отступитесь ли под натиском мольбы ребенка снять наказание. Это, между прочим, самое тяжелое для родителей. Как говорится, «Сердце матери отходчиво!» только будет ли в этом польза? Вряд ли, так как ребенок научится манипулировать и родительскими чувствами,  и запретами, и наказаниями.

 

А что, по-вашему, нужно делать, чтобы сформировать ответственность у вашего ребенка?

 

Екатерина Худякова, педагог-психолог МКУ

«Центр ППМС помощи». 

 


Назад