Роль библиотеки в формировании духовно-нравственного воспитания детей

20.05.2020 14:39

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое».

В. С. Сухомлинский.

            Чтение - процесс индивидуальный, тесно связанный с развитием личности ребенка.  Чтение детей – одна из составляющих духовности, интеллекта, культуры народа, нации, всего общества. В центре внимания библиотеки – индивидуальная работа с детьми.  Библиотекарем всесторонне изучаются интересы детей: при записи детей в библиотеку, во время выдачи и приёма книг, у выставок, у книжных полок, при подборе необходимой для детей литературы.

            Неопределенность самостоятельного выбора маленьких  читателей требует от библиотекаря не только ориентации в репертуаре современной  детской литературы, но  и педагогических навыков, соответствующего доброго психологического настроя по отношению к каждому ребёнку.                                                                       Человек, любящий и умеющий читать – это счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей, и его лучшие друзья – это книги.

Книги встречают нас с раннего детства и сопровождают всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться.Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается в нашу комнату со страниц  любимых книг.Настоящее и будущее нашего общества и государства определяется духовно – нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достижения всех народов России. Поэтому духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, особенно кто имеет отношение к детям и их будущему. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовно – нравственного воспитания, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка.

Детский  возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Как известно, современные дети всё чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают или рассматривают книги. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные малыши и школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.                                     В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план.                                                         На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, её нужно решать уже сейчас, а именно в школьном возрасте.

Книга – является важнейшим фактором в формировании духовно – нравственного воспитания, она формирует не только идеалы и расширяет кругозор, но и обогащает внутренний мир человека.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, духовного – нравственного и эстетического воспитания детей. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает бережное отношение к окружающим  и даёт школьнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность устной речи.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на мероприятиях в библиотеке позволяет проводить работу по нравственному воспитанию целенаправленно и комплексно. Художественная литература способствует развитию чувств и представлений детей, но в отличие от взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать правильную оценку - книга раскрывает перед ним много неизвестного и ему порой  сложно разобраться во всём.Беседы с детьми, которые проходят в библиотеке,  строятся так, чтобы нравственные представления приобретали для ребёнка определённое яркое, живое содержание. Готовясь к беседе, библиотекарь продумывает вопросы, которые нужно задать ребёнку в связи с прочитанной книгой, беседует о прочитанных произведениях, чтобы дети как можно подробнее рассказали о главном герое,  и если они характеризуют его общими словами "хороший" или "плохой", то их направить на то, чтобы дети могли выделить главное качество героя и обосновать его оценку. Например, прочтение  сказки "Три поросёнка" может  сопровождаться рядом вопросов к читателям:

кто вам нравится в сказке и почему?

  • что можно сказать о трёх братьях?
  • кто остался  наказан и как?
  • чему учит сказка?
  • какие пословицы можно применить к её героям?

Пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия и дружеских отношений друг к другу. Например: "Любишь кататься - люби и саночки возить", "Играть играй, а дело знай" и т. д. с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Народные сказки раскрывают перед ребёнком духовность и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь  живыми и образными выражениями, сравнениями. Технология использования сказки в духовно – нравственном воспитании передаёт жизненный опыт предыдущих поколений, и в то же время ребёнок получает ощущения своей сопричастности с миром людей,  становления духовно богатой личности. Сказка помогает ребёнку обрести уверенность в себе. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством достижения целей, красотой, честностью и другими физическими качествами.  Для девочек – это красная девица: умница, рукодельница, для мальчиков – добрый молодец: смелый, сильный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношения между людьми.

Книга помогает школьнику отличить хорошее от плохого как в произведении, так и в жизни, умение делать правильный нравственный выбор. Литература воспитывает в детях послушание на основе любви и уважения к родителям, вырабатывает терпение, милосердие, умение уступать и помогать друг другу, принимать помощь с благодарностью. Она формирует в детях трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, а также развивает эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.

Духовно – нравственные качества людей и событий описываются не только в художественной литературе, но и в православной. В книгах встречаются рассказы о детях, животных, о мире, о труде, добром человеческом общении. Эта литература рассказывает интересные истории, которые способствуют развитию понятия у детей добра и зла, отношение к людям, любовь и истинную веру. Главное, что такие книги содержат в себе общечеловеческие ценности.

В заключение следует отметить, что роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания детей является важным фактором в становлении характера, жизненной позиции и будущего подрастающего поколения. 

 Т. Ф.  Терешкина, библиотекарь Лосинской библиотеки МКУ «ЦБС» Кировского района.


Назад